Брит-поп: что случилось с английским рэпом?
6 февраля 2011, 23:24 Авторы: Андрей Никитин

Брит-поп: что случилось с английским рэпом?

Грайм нередко называют "английской веткой хип-хопа", хотя на деле это отросток их танцевальной сцены. Который сегодня устремился к корням

2010-й был странным годом для грайма. Развитие этого суб-жанра шло сразу в нескольких взаимоисключающих направлениях. На указателях значились слова "поп-чарты", "клубные инструменталы" и "новый андерграунд".

МУЗЫКА ДЛЯ ПОП 

После того, как в 2009-м Tinchy Stryder стал одним из самых (если не самым) продаваемых английских артистов во всех жанрах, было бы удивительно, если бы никто не попытался повторить его успех.

В 2010-м его дело продолжали Chipmunk, Wiley, Skepta, Tinie Tempah, Roll Deep — да и сам Tinchy не сдавал позиций. В чарты они входили так же уверенно, как калдырь в пивную.


Тинчи Страйдер — пожестче Влада Топалова

На это явление может быть две точки зрения.

С одной стороны, упрекнуть ребят и не в чем. В Англии местному черному артисту пробиться ой как непросто (при том, что к черным американцам отношение почти раболепное). Ну так почему бы не использовать чуть ли не единственный шанс — поп-версию грайма? В этом смысле можно лишь приветствовать, что музыканты из самых неприглядных районов Лондона становятся успешными, несмотря на множественные барьеры в индустрии.

А уж насколько важно коммерческое признание для самой грайм-сцены, можно было понять хотя бы из представления Skepta'ой официального ремикса на трек Diddy "Hello Good Morning" в эфире Kiss FM (Diddy тогда спросил в твиттере, с кем из англичан записаться, и большинство посоветовало Skepta).

"Вот оно... История пишется прямо сейчас", — говорил Skepta.

"Team UK stand up, it's the grime mix" — ставил на жанре печать "признано в Америке" Diddy.


Достижения Skepta в 2010-м: грайм-ремикс на Diddy (слева) и чуть ли не единственная в этом году попытка въехать в чарты именно с грайм-треком. Типичный бит Skepta, который влился бы в сет любого грайм-диджея, будь это инструментальная версия.

Но есть важный вопрос: "А какое отношение эти поп-грайм хиты имеют собственно к грайму?"

Правильным ответом будет "крайне малое", по крайней мере, если разговор о грайме в чистом виде, неразбавленной уличной музыке.

Погоня за славой ставила подножку даже самым сильным — достаточно вспомнить Roll Deep, вероятно, крупнейшее грайм-крю всех времен (только Nasty подошли сколько-то близко). Которое проделало долгий-долгий путь, прежде чем разменять свою невероятную репутацию на череду водянистых чарт-хитов. С кем еще слава сыграет злую шутку? В 2011-м по дороге сглаживания углов уверенно идут Mz Bratt, Devlin, Griminal. Никто не хочет войны — все хотят делать мякотку.


Devlin — талантливый представитель грайм-сцены, чей альбом 2010-го года представляет собой дань модному увлечению кроссовером. Минимально аутентичная штука для поклонников B.o.B. и Эминема.

Впрочем, наряду со "стремящимися к популярности" на грайм-сцене хватает и "стремящихся к экспансии". Разговор о них еще впереди.

К СВЕДЕНИЮ: МЕДИЙНЫЕ ЛИЦА 2010

В оконцах английского духовного мусоропровода в 2010-м из числа сколько-то интересующих нас персонажей чаще всего маячили три лица разной степени неприятности.

Худосочный Professor Green сделал успешный трек на базе хита 80-х (русский рэпер, который заремиксит "На недельку в Комарово", сорвет банк) "Just Be Good To Me", а свиноликий Plan B умно сновал между хип-хопом, соулом, роком, драм-н-бассом, саундтреками и ремиксами. Впрочем, этим двоим полагается пылиться на полке "Урбан". А вот теленадоедалой из секции "Грайм" оказался Tinie Tempah.  

Этот выпустил несколько хитов, скомпоновал удачный альбом "Disc-Overy", забрал сразу 2 награды на церемонии MOBO, а сейчас у него еще и четыре номинации на Brit Awards. Что приятно, его, в отличии от Tinchy Stryder, можно слушать и без четырех банок рэп-напитка "ягуар". 

 

НЕ ВРЕМЯ ЛИТЬ ЛАВУ НА ИНСТРУМЕНТАЛЫ

Ведь что делать грайм-артистам, которые не пожелали идти в поп? Вопрос особенно уместен, если ты не МС. В 2010-м начал смещаться баланс между МС-ингом, ди-джеингом и саундпроизводством.

Воодушевленные международным успехом кузена дабстепа, грайм-диджеи и продюсеры стали двигаться своим путем, не дожидаясь, пока придет какой-то МС и их прославит.

Пожалуй, первый пример подал бристольский музыкант Joker в 2009-м, когда просто порвал дабстеп-сцену (он начинал как грайм-продюсер, не говорите этим дабстеп-пуристам, ок?).


Когда речь заходит о Terror Danjah, хорошим тоном считается употребление эпитета "легендарный"

Его успех стал сигналом к действию даже для таких ветеранов грайма как Terror Danjah. Тот сначала переиздал весь свой каталог на лейбле Planet Mu, специализирующемся на передовой электронике. И таким образом познакомился с совершенно новой аудиторией. А потом и вовсе выпустил альбом "Undeniable" на лейбле Hyperdub — дабстеп-мекке, издающей Burial, Kode9 и Darkstar.


Кинг Конг против Годзиллы: Terror Danjah и Joker на одном треке

Ну а лидерами нового направления неожиданно стали диджеи-новички Elijah и Skilliam, чьими усилиями фокус как раз и начал смещаться от речетатива к инструменталу.

На словах это не выглядело революционным концептом. Создать себе резиденцию в интернете (скромный блог Butterz, форум Grime Forum). Искать новую музыку, крутить ее на Rinse FM и в клубах, наводить мосты с впередсмотрящими лейблами других жанров — совсем немногие из топ-диджеев видели в этом цель и смысл. И почти никто не открыл новых имен.

А вот Elijah и Skilliam через Grimeforum.com отыскали целую россыпь неизвестных и "голодных" продюсеров, получивших и поддержку мэтра Terror Danjah.


Elijah и Skilliam пришли ниоткуда, но заварили серьезную кашу

"Я нашел массу ребят, которые писали музыку у себя в спальне, но не высовывались оттуда, поскольку не знали ни одного хорошего МС", — рассказывал Elijah, чьим козырем стала открытость ко всему новому.


DJ Elijah говорит, что его любимым грайм МС в 2010-м был P-Money. Здесь он прыгнул на бит электронщика Starkey

Пока большинство грайм-диджеев сидело на классике и современных гимнах от кого-то типа Джокера, Elijah and Skilliam не боялись давать слово новым продюсерам и оказались ответственны за рост популярности таких людей как SRC, Swindle, Royal T, D.O.K. В конце концов, Butterz стал лейблом, первым релизом которого стал Terror Danjah's "Bipolar".

Неудивительно, что если 3 года назад самыми популярными шоу на Rinse FM были программы с многочисленными МС, то три года спустя это место прочно у шоу Elijah & Skilliam и им подобных.


Грайм-пати — как это выглядит: выступление DJ Logan Sama ft P-Money & Kozzie

Блог Butterz, с которого все начиналось, закрылся — теперь это лейбл Butterz. Один из немногих, которые выпускают свой продукт не только "в цифре", но и на виниле. 

"Это открывает новые пространства, нашу пластмассу заказывают в Америке, Австралии и где угодно, — говорит Elijah. — У нас не локальная аудитория, только 10% нашего мерча заказывают лондонцы, остальное разлетается по стране". 

 

НА ПРОБУ:      Elijah & Skilliam in the mix  |  Terror Danjah in the mix

 

К СВЕДЕНИЮ: БЕДЫ СОСЕДА

Говоря о грайме в 2011-м, не получается игнорировать смежное направление дабстеп, которое вытекло из одного с ними источника, но побежало по другому руслу.

Diplo как-то справедливо отметил, что дабстеп - первая музыкальная культура, которая росла глобально сразу и везде. Но если в 2006-м эта музыка казалась передовой и новаторской, если тогда она привлекала внимание всех, кто бежал от клише и штампов, то 4 года спустя дабстеп сам стал максимально схематичным. Интересные вещи стали происходить в направлении uk funky и нового uk house. Не ясно как это называть (сегодня чаще называют bass), но именно здесь еще имеются лакуны для приложения креативной энергии.

Деятельность, которую развернули Elijah & Skilliam и их последователи неминуемо направит современный грайм в этот же общий поток.

Впрочем, популярность дабстепа вызвала и явления иного рода. Еще один тренд можно увидеть в стремлении грайм-МС запрыгнуть на чуть ли не первый попавшийся им дабстеп-бит. Обычно чуть улучшало очередной безнадежный вобблер-бас трек. Но с другой стороны, сильно портило собственно вокал МС. Пять лет назад грайм воротил нос от дабстепа, теперь же представители этой самобытной сцены облизывают ему хвост. Хвала Аллаху, моду читать под электро-хаус в Англии, кажется, оставили ребятам из Восточной Европы.

В ТЕМУ: DJ Logan Sama (Kiss FM) выбирает лучшие по его мнению грайм-треки 2010-го

DJ Spooky: "Spartan"

S-X: "Woooo Riddim"

Newham Generals: Bag of Grease

JME: Blam!

True Tiger [ft. P-Money]: "Slang Like This"

Rude Kid: Are You Ready?

D Double E: "Street Fighter Riddim"

ТРЕТИЙ ПУТЬ

Термин роуд-рэп (road rap) не так давно разошелся по британским блогам. Придумали его, видимо, чтобы спозиционировать новую волну британского рэпа отдельно от предыдущей версии. Идея такая, что грайм утратил внимание улиц если не полностью, то в большей части. Особенно в местечках вроде Брикстона и Пекхэма, Южный Лондон. Для них, стало быть, есть роуд-рэп.

"Реальная проблема для грайма очень проста, она состоит в том, что подростки из неблагополучных council estates ("социальное жилье", типовые многоэтажки для рабочего класса – прим. Rap.ru) на окраинах, которые сделали жанр тем, чем он был изначально, разочаровались в лидерах этой музыки и их способности устоять перед видом зеленых купюр, — приводит Pitchfork мнение эксперта, от которого за милю разит "клерасилом". — Желание артистов получить денежную компенсацию за усилия, которые они вложили в музыку, вместо того чтобы кпродолжать делать это из любви к жанру, как это было изначально, оставило горький осадок у фанов".

Горький или нет, но в качестве примеров роуд-рэпа нам приводят такие крю как PDC (Public Demand Cartel), SMS и SN1 (последнюю прославил рэпер Giggs). Здесь водится молодая удаль грайма: бравада и ультранасилие, репутационная экономика, где к ценностям относятся уличные репутация и связи; лондонский сленг, преступления, хастл. Теория красивая. Да и название ничего. Правда, когда Гиггса спросили, как ему нравится термин роуд-рэп, пацан всерьез решил, что его обидеть хотят.





data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="3" data-matched-content-ui-type="image_card_stacked" data-ad-format="autorelaxed">
comments powered by Disqus


Аудио в тему

Jessie J, Big Sean & Dizzee RascalWild
0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я