Исполнилось 10 лет альбому Jay Z "Black Album"
23 ноября 2013, 19:00 Авторы: по материалам The Fader

Исполнилось 10 лет альбому Jay Z "Black Album"

Создатели, возможно, лучшего альбома Jay Z вспоминают, как они это сделали.

"The Black Album" был чем-то большим, чем просто альбом. Это было культурное событие.

К 2003-му году за каких-то семь лет Jay Z превратился из районного хастлера в хип-хоп-магната и человека, влияющего на поп-культуру. Он распродал свой концерт на арене Madison Square Garden со скоростью ветерана рок-сцены. Его любовь к рубашкам button-down вызвала первое сближение хип-хопа с модной индустрией и вдохновила легионы впечатлительной молодежи навсегда забыть о спортивном трикотаже, в котором сам Jay так эффектно смотрелся годом раньше. И еще, все были уверены, что наблюдают за последним актом какого-то важного действия.

Готовившийся к релизу в 2003-м “The Black Album” преподносился как последний альбом Jay Z. Подразумевалось, что рэпер сосредоточится на других бизнес-проектах, которые уже тогда играли для него не менее важную роль, чем музыка. Этого не случилось, но настроение в то время было именно таким — что отразилось на продакшне альбома. Поговорив с ключевыми людьми, участвовавшими в работе над “The Black Album”, издание The Fader попробовало воссоздать тот дух и атмосферу, и рассказать, как икона жанра собиралась оставить последний след в истории.


KYAMBO "HIP HOP" JOSHUA
сооснователь Hip Hop Since 1978, A&R-менеджер

Я начал работать с Джеем в старших классах. Моя работа состояла в том, чтобы помогать ему быть величайшим. Мы сделали "Blueprint", "Reasonable Doubt" и все, что было между ними. Приступая к "The Black Album", мы знали, что должны записать великий альбом и уйти на высоте.

JUST BLAZE
Продюсер треков "December 4th" и "Public Service Announcement"

Никто заранее не знает, что он "записывает классику". Ты просто пытаешься сделать все, на что способен. В конечном счете, я рад, что эти песни выдержали проверку временем. Когда на концерте звучит "Public Service Announcement", кажется, что он вышел не десять лет назад, а вчера. Это редкость в наши дни, ведь жизнь песен стала такой короткой.

GEE ROBERSON
сооснователь Hip Hop Since 1978, исполнительный директор Blueprint Group

Работа в "Бейслайн Студио" шла дни напролет. Пока Just Blaze занимался своей кухней в одном студийном помещении, Jay Z записывался во втором. Время от времени Just Blaze заходил к нему и говорил: "Ого, вот это да, круто!" Just Blaze любит соревноваться. Он слушал все, что записывали другие продюсеры, и потом говорил: “Ладно, ты сделал так, смотри, как сделаю я”.

Я был на Roc-A-Fella с 96-го, я был либо A&R-менеджером, либо исполнительным сопродюсером у всего, что Jay выпускал. В 2003-м я покинул Roc-A-Fella и стал работать на Atlantic — и как раз в ноябре вышел “The Black Album”. Так что над "The Black Album" я в основном работал удаленно, отправляя Джею треки из моей продюсерской компании. Джею я всем обязан, с него моя карьера началась — естественно, отношение было не как к рядовому проекту.

KYAMBO “HIP HOP” JOSHUA

Мы считали, что The Black Album будет его последним альбомом, так что концепт был такой: "поработаем и с продюсерами, которых мы знаем, и с теми, с которыми еще не работали". Список напоминал вишлист на день рождения. Нам были нужны Rick Rubin и Dr. Dre, ну и что-то более очевидное вроде Kanye West и Just Blaze. Начались поездки — к Timbaland в Майами, Pharrell ждал нас в Вирджинии, а Rick Rubin в Лос-Анджелесе. В итоге с Dr. Dre не получилось, как не получилось и с DJ Premier. Поджимали сроки. У Джея была особенная песня, под которую ему нужен был бит DJ Premier. И когда с ним не срослось, неожиданно для всех появился 9th Wonder.


Поездка в Лос-Анджелес оправдала себя хотя бы тем, что на свет появился трек "99 Problems", спродюсированный Риком Рубином.


9TH WONDER
Андерграундный продюсер из Северной Каролины, продюсер трека "Threat"

В феврале 2003-го общий друг свел меня с Тероном Смитом, режиссером из Бруклина. Терон сказал, что ему нравятся мои биты. И если он узнает, что кому-то нужны инструменталы, то он замолвит словечко. В сентябре он вышел на связь и спросил: "Помнишь меня? Тут один человек хочет с тобой поговорить на счет инструменталов". А я спрашиваю: “А кто?” Он отвечает: "Jay Z". А я ему говорю: "Что? Эй, давай без шуток".

Терон в это время работал над фильмом Jay Z "Fade To Black" и сидел рядом с Young Guru (студийным инженером и правой рукой Jay Z — прим. Rap.ru). Он передал трубку Young Guru и тот спросил: "Можешь приехать?" Была среда. В субботу я уже находился в Нью-Йорке и включал свои биты для Джея в Бейслайн Студио. Джей спросил, могу ли я задержаться до понедельника. Он уже записал "What More Can I Say", "Encore", "Lucifer", "December 4th", "Allure" и "Change Clothes". Планка была установлена высоко и нужно было соответствовать. Джей сказал: "У меня есть сэмпл из песни R.Kelly "A Woman’s Threat" Посмотри, что с ним можно сделать".

Он придумал первый куплет, действительно без бумаги, ничего не записывая. Стоял в углу и просто повторял строчки снова и снова, бубнил их под нос. Потом он сказал: "Мне надо идти, хочу чтобы ты закончил этот инструментал, пока меня не будет". И ушел, оставив мне этот сэмпл и мой ThinkPad. У меня было 25 минут.

Джей вернулся, надел наушники, и это было то, что ему нужно. А мой ноутбук вдруг сломался и больше не работал. Так что это был единственный бит, который я на нем сделал. Крутое это было время. Быть частью этого, да просто находиться в комнате и разговаривать с таким человеком — это незабываемо.

KYAMBO “HIP HOP” JOSHUA

Джей в студии настолько профессионален, насколько это вообще возможно. Это не означает, что мы вообще не шутим. Но если мы пришли в студию, то выйдем оттуда с песней, таков закон. Он записывает песню за один тейк. Мало того — он и пишет ее прямо там. Процесс идет очень быстро, и этот альбом, в частности, тоже был записан очень быстро.

GEE ROBERSON

Всегда удивлялся, как он сочиняет тексты. Вот он слушает музыку и что-то бормочет, вот получился куплет, который он помнит так же хорошо, словно записал на бумаге или в Blackberry. Это невероятный дар.

CHAD HUGO
Сопродюсер треков "Changes Clothes" и "Allure"

За Джеем всегда хочется наблюдать. Он же гений. Его команда обратилась ко мне в последний момент: я был польщен. Когда Джей рядом в студии, ты начинаешь работать, как бешеный.

KYAMBO “HIP HOP” JOSHUA

Что отличало эти студийные сессии? Во-первых, все торопились. Не суетились — просто не теряли времени. Во-вторых, было очень много идей. Все старались что-то внести, и собственное честолюбие продюсеров уходило на второй план, поскольку это был последний альбом.

CHAD HUGO

Мы себя чувствовали участниками секретного спецподразделения. У всех было настроение "А что я могу сделать?" и "Как я могу это улучшить?" "Здесь голос Джея не ок, нужно уменьшить компрессию. Вот тут шум, нужно навесить гейт. Этот снейр звучит плоско, а нам нужен такой, как выстрел в сердце". Быть на одной волне с окружающими — это залог успеха.

KYAMBO “HIP HOP” JOSHUA

Работа шла своим чередом. DJ Quik появился у нас, потому что Джею понадобился звук западного побережья. Мы съездили к Фарреллу в Вирджинию и записали немного материала с ним, в том числе песню, которая не вошла. Потом подключился Канье. Когда я ставил Джею чей-то бит, Канье постоянно говорил: "Жаль меня там не было. Я бы подсказал ему, что вот это надо сделать так, а вот это — так".


Авторам статьи не удалось поговорить с Канье — слишком сильно изменился его статус. А вот 10 лет назад он еще не выпустил "College Dropout" и просто был одним из участников продюсерской команды "The Black Album". И записывал, например, вот такие биты.


GEE ROBERSON

Канье продал Джею "Encore", преподнеся его так: "Эй, это — оно". Канье лучший продюсер, что я встречал. Он хорошо представляет, как и за счет чего трек будет производить впечатление на слушателя.

Kanye и Just Blaze — это я представил их обоих Джею в 1998-ом. Для меня было важно, чтобы и на "The Black Album" появился новый, неизвестный битмейкер.Так что когда я услышал трек Aqua "My First Song", то ни секунды не сомневался.

JOE "3H" WEINBERGER
Сопродюсер "My 1st Song"

Команда Джея — Gee Roberson и Hip Hop — разместила в хип-хоп-журналах рекламу: "The Black Album: последний альбом Jay Z". В рекламе перечислялись 12 величайших на тот момент продюсеров на Земле. Но я то знал, что на каждом альбоме Jay дает слово одному-двум новичкам.

AQUA
Сопродюсер "My 1st Song"

Я был интерном на MTV News, а значит имел доступ ко всей библиотеке видео. Я мог использовать внутреннюю сеть и находить все, что мне нужно. На выходных я пробрался туда, чтобы найти какие-нибудь неизданные видео Бигги и Пака и показать их моим друзьям дома в Лос-Анджелесе. Я нашел нужные записи и переписал их себе на VHS-кассету. Там было невыпущенное интервью — потом его фрагмент показали — с Бигги и Паффом.

Когда я сделал бит "My First Song", я подумал, что ему нужно небольшое интро. Появилась идея вставить туда диалог, который задаст тему и настроение песне. Я взял с той кассеты фрагмент речи Бигги. Меня не было рядом, когда Джей слушал этот бит, но могу вообразить, что именно это интро подсказало ему, о чем можно сделать трек на этот бит.

JOE "3H" WEINBERGER

После того, как Джей послушал бит, мы ждали 4 месяца. У них все было тихо и секретно. Пока мы не встретились в Лас-Вегасе, где у Джея был концерт. Gee привел меня и Aqua на бэкстейдж, и я впервые увидел Jay Z своими глазами. Нам же было лет по 20. Он сказал тогда: "Бит мне нравится. А больше ничего сказать не могу". Такая была секретность.

Вообще приятных воспоминаний много. Как ходили вместе с Kanye и Just Blaze затариваться пластинками в магазин винила. Канье был новым артистом без контракта, не то что сейчас. Вспоминаю все это с чувствами благодарности и стенения, что ли. Иногда эта песня всплывает случайно в плейлисте и я говорю: "Нет, я сейчас не в настроении это слушать". Слишком уж много эмоций она вызывает.

LUIS RESTO
Постоянный коллаборатор Эминема, сопродюсер "Moment of Clarity"

Я работал над битом для "Moment of Clarity" с Маршаллом Мэтерсом. У меня образование по фортепиано, и у меня есть тяга к струнным инструментам. Это была та отправная точка, от которой мы отталкивались. Когда я слышу "Moment of Clarity", я буквально чувствую ее своими пальцами. Трек получился масштабным, но там оставалось пространство для голоса. Потом Маршалл приехал и просто сказал: "Джею нравится, надо сводить". Насколько это значимый альбом, я в то время не задумывался. Была работа и мы ее сделали. Мне повезло работать с Маршаллом, и мне повезло сделать работу, которую оценил Jay Z.


Трек получился таким "эминемовским", потому что его писали продюсер Эминема и Эминем.


WIZ BUCHANAN
Продюсер "What More Can I Say"

Нашлись общие знакомые, которые предложили показать нашу музыку Jay Z. Я отправил всего одну запись, на ней уже был хук, интро, все уже сведено. Сначала они перезвонили и попросили прислать раскладку по трекам. Потом Jay Z им перезвонил! Говорит: "Скажи этим парням, я просто похоронил их бит. Пускай приезжают на студию". Это было нереально. Нас никто не знал, мы всего лишь один бит прислали. Я и продюсером толком не был, просто состоял в рэп-команде. Чувак, который пропел хук, просто жил в многоэтажке напротив. Записывали у меня дома. А биту был то ли год, то ли два. И когда мы его показывали, никто особо не впечатлился. Видимо, это музыка ждала своего артиста.

В песнях Jay Z много похвальбы и бравады, то есть, можно было ожидать встретить самодовольного человека. А оказался просто приятный парень, говорил с нами, как будто сто лет знакомы. Реально смешной, веселый, словно такой же чувак с квартала. Воспринимает критику, реагирует — короче, реально умный чувак. Знаете, в студиях такая нервная энергетика иногда витает, а в тот день — ничего подобного, одно только веселье.

JUST BLAZE

Альбом был закончен. Я занимался сведением чего-то еще. И в последний момент у меня получился бит для "PSA". А Джей уже проводил в своей студии встречи с прессой. Представители множества изданий пришли на предпрослушивание. Ну в разгар этого процесса я вбегаю в студию и говорю, что ему нужно кое-что послушать. Ему понравилось, но он не понимал, что делать — альбом-то уже закончен. Я убедил его, что альбом не закончен, пока мы не закончили эту песню.

В общем, он прибегал в перерывах между пресс-прослушиваниями как бы готового альбома, придумывал четыре строчки и убегал обратно. Так всю ночь. Есть песни, в которых вложен гигантский труд, а есть такие, которые рождаются из секундного озарения. Мне просто повезло оказаться в соседней комнате. Звезды совпали.

Чтобы "PSA" попал на альбом, мы остановили печать и отгрузку дисков, остановили печать обложек. Нам пришлось убрать с альбома трек "Looking at My S Dots". Всего через две или три недели мы выступали в Мэдисон Сквер Гарден, и когда зазвучал "PSA", зал буквально взорвался, все знали каждое слово в песне. Восхитительное чувство!

У Black Moon была запись с тем же сэмплом, что и в "PSA", я об этом не знал. Альбом вышел за пару недель до "The Black Album". Я купил этот альбом, но так и не открыл. Так вот, когда мы заканчивали "PSA", один из ассистентов работавших в студии слушал в офисе альбом Black Moon. Я шел из студии в офис и услышал песню с тем же сэмплом, и думаю: "Что, черт возьми, происходит?!"

Словом, тогда было много разговоров, что я украл у Black Moon их мастер, что между нами биф, что я назло им использовал этот сэмпл. Смешно, что как всегда громче всех высказывались люди, которые меньше всех в теме. И тогда это немного омрачило мои эмоции. А сейчас смотрю я на людей на концерте, они тогда только в школу пошли, а сейчас им 18-19 и они знают каждое слово в этой песне. Чудо?


10 лет спустя после описываемых событий Jay Z исполняет "PSA" в Карнеги-холле с оркестром. Проверьте свою реакцию — всколыхнется что-нибудь?


KYAMBO “HIP HOP” JOSHUA

Когда Jay записывает альбом, он точно знает, что делает. Никакой нерешительности и сомнений. Иногда можно услыщать истории о людях, записавших 50, 60 песен, а потом выбравших 12. Мы так никогда не делали.

JUST BLAZE

Иногда сочинение музыки — это тяжелая работа. Но когда у тебя есть близкое знакомство или история взаимоотношения, все намного проще. Если мне что-то не нравится, я могу просто сказать об этом Джею. Если ему что-то не нравится, он тоже может. Тут не до дипломатии. Я был уверен в том, что мы делали.

Чувствовал ли он давление? Чувствовал желание превзойти то, что сделано раньше. Он спрашивал: "А это лучше чем "U Don’t Know"? Это лучше чем "Girls, Girls, Girls"?" Я обычно отвечал, что не важно, лучше это или нет. Если это хорошо, то это хорошо. В итоге оценивать будут слушатели.

JUST BLAZE

Порой не музыка делает альбомы классическими, а обстоятельства, которые ее окружают. В то время Джей как раз выходил на новый уровень сверхизвестности — и при этом уходил в отставку. Менялся звук хип-хопа, менялась мода, менялась ситуация в рекорд-индустрии. Выпусти он такой альбом пятью годами позже, или пятью годами раньше, он мог и не достигнуть подобного эффекта. Мы угадали с таймингом.

WIZ BUCHANAN

Angie Martinez поставила "What More Can I Say" на каком-то вечернем шоу. Договор у меня уже был подписан, но деньги мне еще не заплатили. Были проблемы с очисткой сэмпла из фильма "Гладиатор". Так что когда я услышал по радио, стоя на кухне и мастеря бутерброд, то я сначала подумал, что просто что-то сбилось, и вместо радио заиграла моя запись. Но они поставили ее снова, а потом — еще раз. Через 20 минут прибежал тот пацан, который записал припев. Он бежал по улице и кричал “Йооооо! Йооооо!”

Знаете что? Круто, что Джей не стремился сделать радио-френдли трек. Это не клубный, не коммерческий трек, а настоящий рэп. И он был на радио. А мои друзья до последнего момента не верили, что мой трек будет на альбоме Jay Z. Все думали, я вру.



AQUA

В тот момент мы с 3H находились у друзей на Манхэттене. Альбом пару дней как слился в интернет. Кажется, мы включили радио и услышали там “My 1st Song”. Мы захватили только конец трека, аутро, и потеряли покой. Я думал: “Надеюсь, они взяли не только аутро”.

Мы пошли на Таймс-сквер и купили бумбокс. Жили мы в гостинице, поэтому пришлось помыкаться, чтобы скачать альбом и найти кого-то, кто нарежет его на болванку. Когда мы наконец ближе к ночи послушали свой трек на этом альбоме, это было совершенно нереальное ощущение.

JOE “3H” WEINBERGER

Я знал, что трек должен попасть на альбом, потому что лично занимался менеджментом и сам ходил показывать договор юристу. Но до последнего момента ничего не было ясно — видимо, это были такие меры предосторожности. Это было самое начало эпохи интернет-пиратства.

JONATHAN MANNIONфотограф

Малоизвестный факт, но снимок для обложки был просто тестовым снимком, сделанным в начале сессии. В тот момент все уже знали, что это последний альбом, и мне хотелось сделать кадр, который бы с этим ассоциировался.

На тот момент на обложках всех альбомов Jay Z, кроме одного, были мои фотографии. Я сказал: "Это твое последнее заявление. Это мое последнее заявление. Нужно соответствовать". Мы приложили много усилий, но в итоге тот снимок оказался наиболее подходящим. Черное на черном, положение головного убора — сейчас этот кадр считается каноническим.

Когда Джей увидел его, он сразу все понял. Он был уверен, что образ и сильный, и тонкий. Это был именно образ, не портрет, не большое лицо на обложке. И он резонировал с тем, что происходило в то время. Из-за уверенности, что обложка у него есть, он больше не хотел участвовать в фотосессиях. Тогда я почти потребовал: "Мне нужно сделать эту работу, это финальное высказывание. Я знаю, тебе не хочется, но в конечном счете тебе все равно понадобятся фото для прессы". Словом, я его убедил.




9TH WONDER

После "The Black Album" мне позвонил сам Jay и спросил, не сделаю ли я что-нибудь для Destiny’s Child. А я тогда подумал, что когда-нибудь буду об этом внукам рассказывать. Это, конечно, клише такое, "рассказывать внукам", но я правда собираюсь сесть рядом с внуками и рассказать им, что работал с Jay Z. Если моя карьера завершится завтра, я все равно могу сказать, что участвовал в записи одного из важнейших альбомов своего времени — и, возможно, лучшего у Jay Z. Этого у меня не отнять.

JOE “3H” WEINBERGER

Недавно в Париже услышал "My 1st Song" в клубе, где под нее сходила с ума молодежь. Очевидно, песня зажила своей жизнью. Иногда я задумываюсь, много ли сегодня пишется песен, которые будут звучать и через десять лет.

KYAMBO “HIP HOP” JOSHUA

Я помню, что альбом был очень личным, в первую очередь из-за текстов. Например, второй куплет в "Lucifer" был о моем брате, который тогда умер. “December 4th” да и другие песни, вызывали не меньше переживаний. Одна из причин, почему я не слушал его слишком часто, это то что он такой тяжелый. Он несет чувство законченности. Одновременно с выходом альбома, в "Гардене" состоялось наше шоу Fade to Black. И тогда у меня впервые появилось чувство, что мы не только достигли того, к чему стремились в самом начале пути, но и ушли намного, намного дальше.

Альбом "The Black Album" можно приобрести или послушать онлайн в разделе "Дискография"




data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="3" data-matched-content-ui-type="image_card_stacked" data-ad-format="autorelaxed">
comments powered by Disqus


Профайлы

Аудио в тему

DJ Khaled, Jay Z, Meek Mill, Rick Ross, French MontanaThey Don't Love You No More
Jay Z, Jay ElectronicaWe Made It
Daft Punk, Jay ZComputerized
Rick Ross, Jay ZThe Devil Is A Lie
Jay Z, Pimp CTom Ford (Remix)
Timbaland, Drake, Jay ZKnow Bout Me
Just Blaze, Baauer, Jay ZHigher
Jay-Z, Frank OceanOceans
Jay-ZDead Presidents 3
Jay-Z, Justin TimberlakeHoly Grail
0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я